Учёные смогли восстановить голос 3000-летней мумии

Английские исследователи реконструировали органы речи египетского жреца.

Британские исследователи заставили «заговорить» 3000-летнюю мумию жреца Несьямуна, которая хранится в музее Великобритании. Результаты экспериментов были опубликованы в журнале Scientific Reports.

Чтобы заставить мумию звучать, научные работники создали трёхмерную модель глотки, языка, связок и других органов речи древнего жреца, которые распечатали при помощи 3D-принтера. Потом они соединили их с искусственной гортанью и динамиком.

Получившийся на записи звук напоминает нечто среднее между «а» и «э».

Известно, что Несьямун хранится в музее английского города Лидс. Британские СМИ сообщили, что останки принадлежат жрецу, который жил в 1099 — 1069 годы до Рождества Христова, таким образом, жрец был современником фараона Рамсеса XI. Несьямун проводил службы в Карнакском храме в Фивах.

По словам профессора археологии в Университете Йорка Джоан Флетчер, «эксперимент предоставил ценную возможность услышать голос того, кто уже давным-давно умер».

Об образе жизни жреца говорят надписи на его саркофаге. Там можно прочитать, что Несьямун вёл очень праведное существование. Он просил богов вернуть ему дар речи для того, чтобы он мог рассказать о себе и заслужить право на вечную загробную жизнь.

«Это желание жреца, а также великолепное состояние связок и остальных органов речи в его мумии сделало его одной из первоочерёдных целей нашего проекта», — сообщили учёные.

Камеры видеонаблюдения засняли момент кражи терминала Камеры видеонаблюдения засняли момент кражи терминала